Здоровый образ жизни детей: рациональный режим питания, сон, зрение, одежда и обувь

Здоровый образ жизни детей

Эти рекомендации помогут молодым мамам и папам правильно организовать здоровый образ жизни детей.

Рациональный режим питания. Один из древнегреческих философов великий Сократ однажды сказал: „Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить”. К сожалению, многие люди поступают как раз наоборот. Сами нарушают режим питания и систематически приучают к этому детей. Чего греха таить, в представлении многих молодых мам и пап „упитанный” ребенок является образцом здоровья. Но какого здоровья?

Есть хорошая русская поговорка: „Полнеть - значит стареть”. С самого детства такие родители обрекают своих детей к преждевременному старению, а ведь они только начинают жить. Мало того, систематическое принятие обильной по калорийности пищи, несоблюдение режима питания вырабатывает привычку переедать, что впоследствии приводит к ожирению, т. е. к обладанию излишней массой тела. А это и недостаточная двигательная активность зачастую являются причиной различных заболеваний.

Рациональное питание - одно из условий здорового образа жизни любого человека, особенно детей. Оно благоприятно сказывается на физическом и нервно-психическом развитии детей, повышает сопротивляемость организма заболеваниям.

Родителям всегда необходимо помнить, что увеличение массы тела на 10% по сравнению с нормой отражает явную тенденцию к ожирению, а на 20% - это уже ожирение. Различают

4 степени ожирения: 1 степень - превышение массы тела составляет 20-25%, 2 степень - 26-50%, 3 степень - 51-100%, 4 степень - свыше 100%.

Какие факторы лежат в основе ожирения? Во-первых, генетическая предрасположенность. Во-вторых, малая двигательная активность. В-третьих, избыточное потребление пищи. В-четвертых, нарушение обмена веществ, в частности жирового и углеводного. Как правило, в большей мере играют второй и третий факторы.

Составными частями питания являются углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные вещества и микроэлементы. Первые три из них являются поставщиками энергии, от них зависит калорийность питания. Их потребление в сутки не должно превышать 2800 ккал. Для детей, не занимающихся спортом, суточная калорийность может быть снижена до 2200-2400 ккал.

Углеводы, как правило, содержатся в хлебе, сладостях, крупах, мучных изделиях, картофеле. При избыточном приеме различных сладостей (конфет, варенья, сахара и т. п.) в организм детей поступает много „пустых” калорий. В результате может нарушиться обмен веществ и возникнуть болезнь - сахарный диабет.

Белки являются основным строительным материалом в организме человека. Детям, занимающимся спортом, они особенно необходимы. Суточное потребление их должно превышать обычный прием. Животные белки содержатся в мясе, рыбе, яйцах, сыре, молоке, твороге. Растительные - в картофеле, бобовых, крупах, пшенице. При длительном недостатке белков у детей отмечается задержка в физическом и умственном развитии, снижается сопротивляемость возбудителям различных болезней.

Жиры в организме детей обеспечивают энергетические траты (при сгорании они выделяют в 2 раза больше калорий, чем углеводы), способствуют лучшему усвоению белков, являются носителями жирорастворимых витаминов. Содержатся они в молочных продуктах, сливочном масле. Немаловажное значение имеют ненасыщенные жирные кислоты, которые содержатся в подсолнечном, кукурузном, оливковом масле. При недостатке жира замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекциям, появляются воспалительные расстройства на коже, ухудшается деятельность желудочно-кишечного тракта. При избытке жира может нарушиться усвоение белков, возникает ожирение.

По данным Института питания, количество белков, жиров, углеводов и килокалорий на 1 кг массы тела в суточном рационе детей от 7 до 11 лет должно быть следующим: белков - 3 г, жиров - 3 г, углеводов - 12-13 г; килокалорий - 80-70.

Витамины регулируют обмен веществ в организме, способствуют сопротивляемости организма различным болезням, влияют на рост и общее развитие, участвуют в процессе кроветворения. При полноценном питании, включающем достаточное количество фруктов и овощей, организм получает необходимое количество витаминов. В весенний период нужно дополнительно вводить витамин С.

Минеральные вещества поступают в организм детей с пищей. Они необходимы для правильного роста и развития костной, мышечной, кроветворной и нервной тканей. К ним относятся кальций, фосфор, железо, магний, калий, натрий.

Микроэлементы содержатся в организме человека в очень малых количествах. Они выполняют функцию ускорителей химических реакций в организме человека. Входят в состав ферментов и гормонов. К ним относятся: цинк, медь, марганец, кобальт, фтор, йод и др.

Рациональный режим литания - это регулярный прием пищи через определенные промежутки времени. В зимнее время это может быть 3-4-разовое питание, а в летнее - 5-разовое. Суточное распределение пищи может быть таким. Первый завтрак составляет 25-30% общей калорийности суточного рациона, второй завтрак - 10-15%, обед - 35-40% и ужин - 15-20%. В завтрак и обед дети должны получать пищу, богатую мясными и крупяными изделиями, вечером лучше употреблять молочные и овощные блюда.

Для детей с ожирением 3 и 4 степеней необходимо вводить в рацион как можно больше свежих овощей и фруктов. Кроме того, нужно исключить из питания жирные сорта мяса, дичи, рыбы, кисломолочных продуктов. Ограничить употребление кондитерских изделий, сахара, конфет, крупяных изделий, бобовых, картофеля.

Приучайте детей тщательно пережевывать пищу, не торопиться при ее приеме, не переедать и есть так, чтобы она доставляла удовольствие. При выходе из-за стола должно оставаться желание еще что-нибудь съесть. Принимать пищу необходимо в одно и то же время. Это позволяет выработать в организме условно-рефлекторную деятельность. Усиливается секреция желудочного сока, выделяются вещества, необходимые для пищеварения, благодаря чему пища хорошо переваривается и усваивается.

Таким образом, рациональный режим питания детей - одно из условий их нормального развития. Недостаточность питания также чревата для человека целым рядом неблагоприятных изменений. В этой связи необходимо вспомнить слова И. П. Павлова: „...если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то и высокомерное невнимание к еде есть неблагоразумие".

 

Сон. Сон, как и бодрствование, присущ человеку от рождения до смерти. Нарушение сна ведет к серьезным заболеваниям. Особенно необходимо следить за режимом сна детей.

В среднем детскому организму требуется 10-11 ч ночного сна. Сон полноценен лишь тогда, когда после него весь день ребенок чувствует себя бодрым, жизнерадостным. При неправильном режиме дня, ограничении двигательной активности, систематическом физическом и умственном переутомлении может возникнуть бессонница.

Детям 6-летнего возраста рекомендуется дневной сон. В группах продленного дня по месту учебы организуются комнаты отдыха, где шестилетки после обеда 1-1,5 ч спят.

Чтобы сон у детей был полноценным, необходимо приучить их ложиться и вставать в одно время. Нельзя детям вечером слишком долго засиживаться у телевизора. Обязательно перед сном нужно совершить прогулку. Постель должна быть средней жесткости с низкой подушкой. Непосредственно перед сном необходимо проветрить комнату, умыться, почистить зубы, вымыть ноги прохладной водой.

 

Зрение. Среди детей, поступающих в 1-й класс, от 15 до 20% имеют остроту зрения ниже единицы. При неправильной организации учебы, выполнения домашних заданий, чтения книг зрение еще больше ухудшится. Поэтому родители должны проводить профилактические мероприятия. Одно из них - организация правильного режима дня.

Родители очень часто не обращают внимания на длительное пребывание детей у телевизора. А ведь это приносит немалый вред.

Детям младшего школьного возраста можно просматривать детские передачи от 30 до 60 мин в сутки на расстоянии 2,5-5 м от экрана. Сидеть необходимо прямо перед телевизором, а не сбоку. При просмотре в комнате может быть естественный свет или небольшое искусственное освещение.

Другой фактор, сильно ухудшающий зрение, - длительное чтение художественной литературы, особенно при недостаточном освещении или лежа. Необходимо всячески прививать детям культуру чтения. Чтение книг, выполнение домашних заданий, требующих напряжения зрения, следует чередовать с другой работой, особенно с физическими упражнениями.

 

Одежда и обувь. Молодым папам и мамам надо знать, как одевать ребенка в помещении, для прогулки, занятий физическими упражнениями.

Одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять движения и не затруднять дыхание, кровообращение. Необходимо исключить тугие манжеты, воротники и пояса. В помещении при температуре 21-22 °С ребенок может быть одет в 2-слойную одежду: нижнее хлопчатобумажное белье и хлопчатобумажный или полушерстяной костюм. Для прогулки на воздухе при температуре от -2 до +6 °С надевают 4-слойную одежду: белье, платье, кофту, куртку; при температуре от -3 до -8 °С должна быть 4-слойная одежда, но вместо куртки надевают зимнее пальто; при температуре от -9 до -14 °С одежда – 5-ти слойная.

Для занятий физическими упражнениями и спортом зимой одежда должна быть 3-слойной: нижнее белье, рубашка из фланели и шерстяной трикотажной костюм, шерстяная шапочка. В ветреную погоду надевают синтетическую куртку.

Обувь должна быть мягкой, прочной. Как правило, надевается она на шерстяной носок. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, вызывает потертости и мозоли. Слишком, свободная - также неудобна.


Вверх
[an error occurred while processing this directive]