Сложности подросткового возраста. Проблемы подростков

Сложности подросткового возраста

Проблема подростков всегда приковывала к себе внимание учителей и родителей, но особенно актуальной она стала в последнее время.

Чем же характеризуются сложности подросткового возраста? Что необходимо знать родителям по этому вопросу с целью грамотного управления развитием и воспитанием подростка?

Жизнь подростка и взрослого находится на разных полюсах, т. е. жизнь взрослого намного сложнее, чем детей. Проблема состоит в том, что подросток в очень короткий промежуток времени должен шагнуть в эту жизнь, освоить эту сферу во всей ее сложности. Помочь ему в этом - прямая обязанность родителей. Подростки в этом возрасте эмоционально неустойчивы, легко ранимы. Бурные перестройки в физиологических системах, изменение активности эндокринных желез приводят к колебаниям вегетативных функций, что выражается в различного рода реакциях: потливости, похудении, ожирении и т. п. В случае неправильных педагогических воздействий эти реакции легко фиксируются и переходят в патологические формы.

Другим фактором является быстрый темп изменений в физическом и психическом состоянии подростка. Часто он не может полностью осознать происходящие с ним изменения, не может узнать себя, принять себя в новом качестве, стесняется своего облика. Бурный рост в длину, значительное увеличение массы тела делают подростков неказистыми. Неосторожные замечания и обмены мнениями между взрослыми по поводу внешности подростка могут привести к нежелательным явлениям.

Третьим фактором „сложности" подросткового периода является накопление к этому времени дефектов воспитания. К ним можно отнести нарушение развития эмоциональной сферы, безответственность, недостаточную уверенность в себе, повышенную тревожность. Формирование личности подростка идет постепенно. В детском возрасте все его поступки и действия направляются и побуждаются взрослыми, в результате формируется система внутренних побуждений. В подростковом возрасте поступки и действия осуществляются исходя из этих внутренних побуждений, а оценка их взрослыми гораздо строже, нежели детей. Вот тут и проявляются дефекты воспитания, развития личности.

Четвертый фактор затрагивает те психологические сдвиги у подростков, которые происходят в результате полового созревания. В этот период различия между мальчиками и девочками резко усиливаются. Меняется к ним отношение взрослых, меняются и отношения между мальчиками и девочками. Нарастающее половое влечение порождает и новые взаимоотношения между ними, что может привести к уверенности или неуверенности в себе.

Ну, и наконец, пятым фактором „сложности” является осознание подростком своего положения в семье. Он претендует на отношение к нему как взрослому, а это часто недооценивается взрослыми или игнорируется. Подростка тяготит чувство внутренней несвободы, ограничения в деятельности. Мелочная опека, жесткие рамки, непосильность требований, которые подчас предъявляют взрослые, все это приводит к конфликту.

Осуществляя педагогические воздействия, родители должны знать особенности полового развития девочек и мальчиков.

Половое созревание - процесс, в результате которого человек достигает наибольшей степени выражения своей принадлежности к мужскому или женскому полу во всем богатстве содержания понятия „пол человека", т. е. не только в биологическом, но также и в социальном плане.

Период полового созревания падает на подростковый возраст. В специальной литературе его именуют пубертатным периодом. Необходимо отметить, что у девочек он начинается на 1-1,5 года раньше, чем у мальчиков. Первый этап начинается в 8-9 и продолжается до 12-13 лет, второй этап длится с 12-13 до 17-18 лет. В пределах пола сроки полового созревания могут иметь разницу в 2-3 года и более.

В возрасте 11-12 лет в связи с половым созреванием у ребят отмечается неуравновешенность центральной нервной системы и различные нарушения в поведении. На втором этапе, в возрасте 14-15 лет, происходит ее уравновешивание, что отражается на его состоянии, самочувствии и настроении. Подросток становится менее раздражительным, взгляды на жизнь - более оптимистичными, неуверенность сменяется завышенной самооценкой. Его интерес к представителю другого пола увеличивается, усиливается половое влечение. Большое значение для него приобретают красивая внешность, особенности полового поведения.

Первые признаки полового созревания у девочек отмечаются в 8-9 лет. Начинается ускоренное развитие таза и молочных желез. Причем их развитие может значительно различаться. Отмечены случаи, когда начало развития молочных желез падает на возраст 13-14 лет, но происходит более интенсивно.

Родителям в этот период нужно очень внимательно отнестись к одежде девочек. Она не должна стеснять движений, не быть узкой, сдавливающей. Необходимо провести большую разъяснительную работу, чтобы довести до их сознания и убедить в нецелесообразности ношения узких и тесных джинсов, платьев, юбок. Такая одежда стесняет их движения, меняет походку, отражается на осанке. Особенно вредны джинсы, которые могут привести к потертости, загрязнению кожи и половых органов. Не должно быть на одежде узких поясов, сдавливающих манжет. Бюстгальтеры, блузки, рубашки должны быть также по размеру. В случае уменьшения их размеров нарушается кровообращение, повышается внутрибрюшное и внутригрудное давление.

Первая менструация у девочек наблюдается в 13 лет, однако бывают случаи ее появления в 15-17 и даже 17-18 лет. У девочек плотного сложения она появляется раньше, чем у худощавых. У активно занимающихся спортом она, как правило, задерживается. В первый год-полтора менструация появляется нерегулярно и может быть различной по длительности. Устойчивым менструальный цикл становится через 0,5-1,5 года. Обычно менструация наступает через 28 дней, но может быть через 21 день и даже через 30-32 дня. В этом ничего страшного нет. Главное, чтобы она появлялась регулярно, в одни и те же сроки.

В период становления менструального цикла организм девочек очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям. Поэтому в это время их необходимо оградить от различных стрессовых ситуаций, быть к ним внимательными, проводить с ними разъяснительные беседы.

У мальчиков труднее выделить отдельные фазы в половом созревании, чем у девочек. Аналогом менструаций у ребят является появление первых поллюций, т. е. извержение во сне зрелых сперматозоидов. Обычно их выделению предшествуют эротические сны. В результате наблюдается эрекция и оргазм. Как правило, они появляются не чаще одного раза в 15-20 дней. При появлении первых поллюций родители должны провести беседу с юношей, разъяснить ему, с чем это связано и что в своей основе это нормальное физиологическое явление.

В период полового созревания у мальчиков наблюдается диспропорция между ростом и массой тела, т. е. рост в длину обгоняет увеличение массы и поперечных размеров. Отставание в развитии мышечной массы с одновременным увеличением роста заставляет их сутулиться, опускать голову. В результате может значительно измениться осанка, что, естественно, нежелательно.

Начиная с 12 лет у юношей и девочек изменяется голос. Этот период длится до 14-15 лет. Голос понижается, изменяется и тембр. Происходит мутация. Причем изменяется голос как в лучшую сторону, так и в худшую. Примерно в это же время у мальчиков наблюдается изменение молочных желез. Их увеличение у некоторых может быть явно выраженным. Это приносит им много огорчений и неприятностей. Мальчики стесняются раздеваться в присутствии посторонних, не ходят на физкультуру и в некотором роде считают себя неполноценными. 8 этом случае тоже необходимо вмешательство родителей.

Юноши и девочки должны в этом возрасте соблюдать правила личной гигиены. Особенно это касается девочек, так как их организм более чувствителен к нарушениям. Чистое нижнее белье, регулярные подмывания утром и вечером, посещения туалета перед сном, чистота ног - все это способствует выработке правил личной гигиены и ее соблюдения.

Основным занятием подростков является общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, трудовой, спортивной). Важнейшие новообразования этого возраста - формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к взрослости и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни.

Поведение и деятельность ребят во многом определяются особенностями самооценки, которая возникает и формируется только в процессе общения с другими людьми и которая оказывает огромное влияние на их самовоспитание. Постоянный контакт с окружающими позволяет им сравнивать себя с другими и на основе этого познавать себя. Если подросток правильно выбрал свой идеал и самооценка его адекватная, то это способствует формированию таких качеств, как самокритичность, уверенность в себе, настойчивость, высокая требовательность. 8 противном случае, т. е. при неадекватной самооценке, это может привести к выработке у него излишней самоуверенности, некритичности, неуверенности.

Деятельность подростка постоянно оценивается окружающими, их оценка формирует самооценку. В случае, когда оценка адекватная и поддерживающая - формируется адекватная самооценка. В случае, когда подростка недооценивают или переоценивают - формируется неадекватная самооценка.

Другим новообразованием подросткового возраста является критическое отношение к окружающим. Качественно меняется мышление подростка. Оно становится все более абстрактным, логичным и обоснованным, хотя конкретнообразные компоненты его и не исчезают, а развиваясь, продолжают играть немаловажную роль в общей структуре мышления. Кроме того, оно приобретает самостоятельность и критичность, вот почему дети этого возраста уже не полагаются слепо на авторитет взрослого, всегда требуют доказательств, стремятся иметь собственное мнение и совершенно не приемлют необоснованных запретов.

Чувство взрослости (как одно из новообразований подростка) многие психологи считают „структурным психологическим центром личности” подростка, что выражается в его отношении к себе как взрослому. Потребность быть и считаться взрослым превращается в этот период в доминирующую. Это выражается в стремлении подростка приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Он активно утверждает свою взрослость, претендует на такое же отношение к себе окружающих, отстаивает свою самостоятельность и независимость. Обладая гипертрофированным чувством собственного достоинства, он требует, чтобы взрослые уважали его мнение, принципы, убеждения.

Для этого возраста характерно стремление и умение подростка подчиняться нормам коллективной жизни. Он дорожит мнением коллектива, уважает его, руководствуется им. Для него большее значение имеет общественная оценка, нежели похвала учителя или родителя. Он болезненно переживает неодобрение коллектива и всячески старается завоевать его уважение.

Общение взрослых с подростками должно строиться на взаимоуважении и признании их взрослости. Часто родители допускают ошибки, которые приводят к отчуждению подростков, непринятию всего того, что им советуют и рекомендуют. Воспитывать необходимо на справедливой и мудрой основе. Каковы же ошибки, допускаемые взрослыми в общении с подростками?

Одной из типичных ошибок является ограничение деятельности подростка без должных на то оснований. Применяя власть и силу, тем самым подрывают у него веру в справедливость, уважение и доброжелательность к взрослым. Необходимо отметить, что и уступчивость тоже не всегда приносит положительные результаты. Она приводит к вседозволенности и распущенности. Поэтому следует найти такой подход, при котором бы подросток понял, что ему можно, а что нельзя. В случае упрямства необходимо противодействовать, но не ломать его волю.

Бывают случаи, когда родители полностью подчиняют своей воле детей, требуют безусловного подчинения и признания абсолютной их правоты. Этого нельзя делать, так как постоянное подавление подростка приводит к неспособности принимать самостоятельные решения и осуществлять анализ своих действий и жизненных ситуаций.

Часто в понимании родителей, посредственная учеба рассматривается, как нежелание учиться или признак лени. Это не всегда верно. Бывают случаи, когда подросток, невзлюбив учителя, переносит это отношение и на предмет, преподаваемый им. Во многих случаях широкий круг интересов подростка не позволяет ему учиться на отлично. Однако это нельзя возводить до оценки личности подростка в целом. Зачастую как раз дети, которые не показывают высоких показателей в учебе, Становятся очень достойными людьми в личностном плане. Есть много примеров тому, как выдающиеся люди плохо учились в школе, и, наоборот, многие отличники, гордость школы, остались за чертой безвестности. Если подросток снизил показатели в учебе, разберитесь спокойно в причине и, если нужно, помогите ему, но не ругайте и не унижайте его достоинство, не подрывайте уверенность в свои силы оскорбительными выражениями. Если выяснилось что снижение успеваемости произошло из-за лени, необходимо пристыдить и высмеять, но так, чтобы это было в рамках дозволенного и не подрывало в нем уважения к себе.

Иногда родители по делу и не по делу хвалят своих детей. Это может привести к завышенной самооценке и впоследствии помешать им правильно оценивать свои действия и поступки. Постоянное захваливание будет подавлять внутренний механизм самооценки. Это приведет к тому, что у подростка оценка будет фиксироваться только на благоприятном для него уровне. В результате неуспехи и неудачи он не сможет связать с собственными действиями и изменить их, а будет связывать это со случайностью, недоброжелательным к нему отношением, с умыслом недоброжелателей, но только не со своим поведением.

Неверными считаются действия родителей, которые предпочитают умолчать или сказать неправду в ответе на вопрос подростка, касающийся взаимоотношений женщины и мужчины. Этим они подрывают уважение к себе и заставляют его искать ответы на стороне. А такая информация, полученная в разговоре со своими сверстниками, или чего хуже - с нравственно развращенным человеком, с определенной эмоциональной окраской, может быть искаженной и вредной. Родителям следует помнить, что правильная и доброкачественная информация сближает, а ложная отдаляет подростка от них.

Тактика общения родителей с детьми должна строиться с учетом индивидуальных свойств и качеств личности пола, возраста, психологического состояния и той ситуации, в которой происходит общение.


Вверх
[an error occurred while processing this directive]